Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

29 ноября 2016 г. в Комитете Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей состоялся «круглый стол»

15.12.2016

29 ноября 2016 г. в Комитете Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей состоялся «круглый стол» на тему: «Реализация системы мер по профилактике отказов от новорожденных детей и сопровождению беременных женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации (на основе анализа лучших практик субъектов Российской Федерации)».
   В работе «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители федеральных министерств (здравоохранения, труда и социального развития), Общественной палаты Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, экспертного и научного сообщества, общественных организаций, а также средств массовой информации.
     Было отмечено, что, по официальным данным, в нашей стране ежегодно рождается около двух миллионов детей. Вместе с тем, прогнозы демографов неутешительны: уже через десять лет количество новорожденных сократится до 1,6 млн., а впоследствии - до 1,3 млн. человек.
   Первостепенной задачей является сохранение и воспитание детей в кровных семьях, что, к большому сожалению, не удаётся в полной мере. Большое число детей становятся сиротами сразу после своего рождения из-за отказа от них своими матерями, которых на эти решения толкают сложные жизненные ситуации. Так, в 2015 году общая численность «отказных» детей составила 3 тысячи 783 человека. В тоже время, по мнению специалистов, примерно в 60% случаев детей можно сохранить в семье. Очень важным здесь является развитие мер поддержки, направленных на профилактику отказов от новорожденных детей. Необходимо помочь  женщинам преодолеть страхи, справиться с проблемами и убедить их не отказываться от рожденных детей, для чего целесообразно в масштабах страны создать целостную систему социального сопровождения беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Такое сопровождение должно осуществляться при постоянном тесном взаимодействии государственных органов и общественных организаций, включать в себя различные виды помощи - от психологической до юридической и материальной. При этом профилактическая работа должна быть системной. Для этого требуется достаточное количество профессионалов и волонтеров. В последнее время к работе с беременными женщинами и молодыми матерями все активнее подключаются социально ориентированные некоммерческие организации, чему в немалой степени способствовали указы Президента Российской Федерации и постановление Правительства Российской Федерации, утвердившие перечни общественно полезных услуг и критерии оценки качества их оказания. В постановлении, которое вступит в силу с 1 января 2017 года, к общественно полезным отнесены услуги по психолого-педагогическому и социальному сопровождению семей и предотвращению отказов от новорожденных. Одновременно с этим Министерство здравоохранения Российской Федерации с 1 января 2017 года внедряет в работу женских консультаций кабинеты медико-социальной поддержки, создаются специальные центры по профилактике абортов и отказов от детей, взаимодействующие со службой соцзащиты и НКО, готовыми оказать женщине непосредственную помощь, в том числе материальную.
   Участники заседания также обсудили работу так называемых «бэби-боксов» или «окон жизни» - специальных мест, где можно анонимно оставить новорожденного ребенка. В настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации действуют 20 таких приемников, которые официально не запрещены, но и юридически никак не закреплены. При этом сторонники, выступающие за легализацию анонимных приемников убеждены в том, что «бэби-боксы» будут актуальны до тех пор, пока существуют подкидыши.
     Выступающие за их отмену, считают, что они не могут рассматриваться как одна из мер профилактики отказов, поскольку не только облегчают такой отказ, но и провоцируют его. «Бэби-боксами» пользуются не потенциальные убийцы, а женщины, которых пугают трудности и отсутствие поддержки в семье. Еще одна проблема связана с анонимностью, что не позволяет должным образом отслеживать и контролировать ситуацию и создает риски совершения терактов и других преступлений. Практика тех стран, которые в разные время прибегали к использованию «бэби-боксов», показывает, что после появления возможности для анонимного оставления детей число подкидышей резко возрастало.
    На рассмотрении в Государственной Думе находятся два законопроекта о «бэби-боксах». В одном предложено их узаконить, в другом запретить.  
Первый предлагает узаконить уже имеющийся опыт субъектов Российской Федерации по установлению специализированных мест для анонимного оставления ребенка. В соответствии с ним, субъект Российской Федерации сам определяет необходимость установления на своей территории «бэби-боксов». Создание таких мест (например, при медицинских учреждениях или социальных структурах) будет разрабатываться органом государственной власти субъекта самостоятельно за счет средств его бюджета. Законопроектом не исключается возможность для родителей вернуть ранее оставленного ребенка, доказав путем ДНК-анализа свое родство.
Другой законопроект, внесенный на рассмотрение 1 июня 2016 года и поддержанный Правительством Российской Федерации, предусматривает запрет на создание специально оборудованных мест в медицинских учреждениях. Нарушителей закона предлагается штрафовать на сумму от 1 млн. до 5 млн. рублей, либо приостанавливать деятельности юридического лица на срок до 90 суток.
    Следует отметить, что тема «бэби-боксов» обсуждалась уже неоднократно. Так, например, 6 июля 2015 года в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации состоялось заседание «круглого стола» на тему: «Окна жизни» («бэби-боксы») как механизм реализации конституционного права на жизнь», организованное   Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству совместно с Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по поддержке семьи, детей и материнства.
В ходе бурного обсуждения мнения участников заседания разделились. Так, сторонники «бэби-боксов» утверждали: чтобы эта система спасения малышей полноценно заработала в нашей стране, нужно время. Сейчас главное – доносить эту информацию до женщин «группы риска». Они должны знать, что действительно могут прийти, оставить малыша в «бэби-боксе», и больше ничего не потребуется – ни документов, ни анкет. И сотни, если не тысячи младенцев по всей стране будут таким образом спасены. Число  преступлений, когда матери убивают своих новорожденных детей, не снижается, и поэтому создание таких «бэби-боксов» является одной из профилактических мер детоубийства.
    А противники «бэби-боксов» выражали сомнения в законности и эффективности такой практики и считают, что столь легкий способ избавления от детей без привлечения родителей к ответственности приведет к увеличению количества брошенных родителями детей. Кроме того, это противоречит не только ряду российских законов, но и моральным принципам. К тому же в Конвенции о правах ребенка говорится о том, что ребенок имеет право знать своих родителей. Эффективность «бэби-боксов» не доказана, во многих странах они запрещены и не действуют. Например, в Великобритании оставление ребенка до двух лет является уголовно-наказуемым деянием, поэтому о «бэби-боксах» не может быть и речи. Нет их и в Швеции, но там существует целая система организаций помощи детям, матерям и семьям, оказавшимся в тяжелых жизненных ситуациях. Голландия также считает анонимный отказ от ребенка преступлением. За ненадобностью и бесполезностью для общества были сняты в 2015 году «бэби-боксы» в Ленинградской области.
    Есть опасения в том, что в российских реалиях может возникнуть широкое поле для криминала, которым обязательно воспользуются преступные группировки с целью передачи «отказников» из «бэби-боксов», например, для изъятия у них внутренних органов, на воспитание европейским и американским гей-парам, в сферы торговли детьми.
    По итогам заседания «круглого стола» его организаторы информировали собравшихся о том, что тема остается актуальной, и Государственная Дума с учетом поступивших замечаний и предложений намерена дальше заниматься этим вопросом, поскольку конституционное право на жизнь является абсолютным правом и обязанностью любого органа публичной власти содействовать его реализации.
    Материалы по итогам заседания «круглого стола» направлены в автономный округ



Возврат к списку