Размер:
Цвет:

ПАМЯТКА по поведению государственных гражданских служащих Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, замещающих должности государственной гражданской службы в Представительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры при Правительстве Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, при возникновении ситуаций конфликта интересов на государственной гражданской службе автономного округа и порядка их урегулирования

Данная Памятка разработана на основании подготовленных Минтрудом России Обзора типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации в целях выработки стандартов поведения государственных гражданских служащих Представительства Югры (далее – гражданский служащий) при возникновении ситуаций, при которых личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, которое способно привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, минимизации этих ситуаций и порядка их урегулирования.

Под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей (конфликт интересов), понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи (родители, супруги, дети, братья, сестры, родители и дети супругов, супруги детей), а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Под указанные определения конфликта интересов попадает множество конкретных ситуаций, в которых гражданский служащий автономного округа может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей.                 Можно выделить ряд ключевых «областей регулирования» в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:

- выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность  гражданского  служащего;

- выполнение иной оплачиваемой работы;

- владение ценными бумагами, банковскими вкладами;

- получение подарков и услуг;

- имущественные обязательства и судебные разбирательства;

- взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной гражданской службы;

- явное нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.

         Гражданские служащие Представительства Югры, исходя из верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, исполняя свои должностные обязанности, при возникновении ситуаций конфликта интересов обязаны руководствоваться законами Российской Федерации, законами автономного округа, установленными правилами служебного поведения и настоящей Памяткой.

  Обязанность гражданского служащего является уведомление  представителя нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов и предотвращение и преодоление ситуаций содержащих конфликт интересов. Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

         Предлагаются рекомендации по поведению гражданских служащих Представительства  Югры  в  конкретных  ситуациях,  приведенных  в  таблице.

 

Описание ситуации конфликта интересов на государственной гражданской службе

 

Меры предотвращения и урегулирования конфликта интересов

 

I. Конфликт интересов, связанный с принятием кадровых решений в отношении совместной гражданской службы родственников

 

Гражданский служащий принимает кадровые решения в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность гражданского  служащего

Федеральный закон № 79-ФЗ устанавливает ограничение, не позволяющее родственникам находиться на гражданской службе в одном государственном органе или в соподчиненных государственных органах при наличии двух условий:

- отношения родства или свойства являются близкими: родители, супруги, дети, братья, сестры; родители супруга, братья супруга, сестры супруга, дети супруга, супруги детей;

- замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью родственников друг другу.

Ограничение установлено с целью обеспечения эффективной и беспристрастной служебной деятельности в условиях иерархичности построения государственной службы.

Гражданскому служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить  гражданского служащего от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с родственниками и/или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего. Например, рекомендуется временно вывести гражданского служащего из состава конкурсной комиссии, если одним из кандидатов на замещение вакантной должности государственной службы является его родственник.

 

II. Конфликт интересов, связанный с выполнением иной оплачиваемой работы

 

Гражданский служащий выполняет или собирается выполнять иную оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора

Гражданский служащий вправе с предварительного уведомления представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу вне служебного времени, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

В случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. Определение степени своей личной заинтересованности, являющейся квалифицирующим признаком возникновения конфликта интересов, остается ответственностью самого гражданского служащего со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями.

 

При наличии конфликта интересов или возможности его возникновения гражданскому служащему рекомендуется отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы.

В случае если гражданский служащий самостоятельно не предпринял мер по урегулированию конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить гражданского служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, в которой гражданский служащий выполняет иную оплачиваемую работу.

 

 

III. Конфликт интересов, связанный с владением ценными бумагами

 

Гражданский служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций)

 

В случае если гражданский служащий владеет ценными бумагами он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передавать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в срок не позднее 30 дней со дня возникновения у него права на указанные бумаги, либо со дня, когда гражданскому служащему стало известно о возникновении у него этого права.

До передачи в доверительное управление гражданский служащий обязан уведомить представителя нанимателя и своего непосредственного руководителя о владении ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций).

Гражданский служащий копию заключенного в установленном законодательством порядке договора о передаче в доверительное управление ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) обязан представлять в отдел кадров и государственной службы незамедлительно после его заключения.

О заключении договора доверительного управления уведомляется представитель нанимателя.

Проведение проверки достоверности представленных сведений о передаче в доверительное управление ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

 

IV. Конфликт интересов, связанный с получением подарков и услуг

 

Гражданский служащий получает в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения)

 

В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Получение подарка от заинтересованной организации ставит гражданского служащего в ситуацию конфликта интересов. Полученная выгода может негативно повлиять на исполнение им должностных обязанностей и объективность принимаемых решений. Кроме того, такие действия могут вызвать у граждан обоснованные сомнения в беспристрастности гражданского служащего и, тем самым, могут нанести ущерб репутации государственного органа и государственной службы в целом. Получение гражданским служащим вознаграждения вопреки установленному запрету может быть расценено как получение взятки и привести к возбуждению уголовного дела по ст. 290 УК РФ.

Вместе с тем запрет не распространяется на случаи дарения обычных подарков стоимостью до трех тысяч рублей в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями (установлено ГК РФ).

В случае если стоимость подарков, полученных гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, превышает три тысячи рублей, они признаются соответственно собственностью автономного округа и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами автономного округа.

 

V. Конфликт интересов, связанный с взаимодействием с бывшим работодателем и трудоустройством после увольнения с государственной службы

 

Гражданин,  замещавший должность гражданской службы автономного округа после увольнения с гражданской службы заключил трудовой договор или гражданско-правовой договор  на выполнение работ (оказание услуг) с иной организацией

 

Гражданин, замещавший должность гражданской службы автономного округа, включенную в перечень, установленный распоряжением Представительства Югры, в течение двух лет после увольнения с государственной гражданской службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

Несоблюдение гражданином, замещавшим должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный распоряжением Представительства Югры, после увольнения с гражданской службы вышеуказанного требования, влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного с указанным гражданином.

 

VI. Ситуации, связанные с явным нарушением гражданским служащим

установленных запретов

 

Гражданский  служащий получает награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) от иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений

 

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17 Федерального закона N 79-ФЗ гражданскому служащему запрещается принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.

Представителю нанимателя при принятии решения о предоставлении или непредоставлении разрешения рекомендуется уделить особое внимание основанию и цели награждения, а также тому, насколько получение гражданским служащим награды, почетного и специального звания может породить сомнение в его беспристрастности и объективности.

 

Гражданский служащий выполняет иную оплачиваемую работу в организациях, финансируемых иностранными государствами

В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 17 Федерального закона N 79-ФЗ гражданскому служащему запрещается заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или российским законодательством.

Представителю нанимателя при принятии решения о предоставлении или непредоставлении указанного разрешения рекомендуется уделить особое внимание тому, насколько выполнение гражданским служащим иной оплачиваемой работы может породить сомнение в его беспристрастности и объективности, а также "выяснить", какую именно работу он там выполняет.

 

Гражданский служащий использует информацию, полученную в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступную широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций

 

Гражданскому служащему запрещается разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Указанный запрет распространяется в том числе и на использование неконфиденциальной информации, которая лишь временно недоступна широкой общественности.

В связи с этим гражданскому служащему следует воздерживаться от использования в личных целях сведений, ставших ему известными в ходе исполнения служебных обязанностей, до тех пор, пока эти сведения не станут достоянием широкой общественности.

Представителю нанимателя, которому стало известно о факте использования гражданским служащим информации, полученной в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступной широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций, рекомендуется рассмотреть вопрос о применении к гражданскому служащему мер дисциплинарной ответственности за нарушение запретов, связанных с гражданской службой, учитывая характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения государственным служащим своих должностных обязанностей.

В случае установления признаков дисциплинарного проступка либо факта совершения государственным служащим деяния, содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, данная информация представляется руководителю государственного органа для решения вопроса о проведении служебной проверки и применении мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо передается в правоохранительные органы по подведомственности.

 

 

Исполнитель:

Начальник отдела кадров и государственной службы:                 Е.Л.Захарова

 

Согласовано:

Советник руководителя Представительства:                             С.Н.Лямочкина


Опубликовано: 18.03.2016 14:43        Обновлено: 14.02.2018 21:28