Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

14 мая 2018 г. в Комитете Государственной Думы по охране здоровья состоялось заседание «круглого стола» на тему: «Законодательное регулирование охраны психического здоровья населения Российской Федерации»

15.06.2018

14 мая 2018 г. в Комитете Государственной Думы по охране здоровья состоялось заседание «круглого стола» на тему: «Законодательное регулирование охраны психического здоровья населения Российской Федерации»

14 мая 2018 г. в Комитете Государственной Думы по охране здоровья состоялось заседание «круглого стола» на тему: «Законодательное регулирование охраны психического здоровья населения Российской Федерации», на котором были обсуждены вопросы, связанные с насущными социальными и медицинскими проблемами, которые требуют совершенствования законодательства в сфере охраны психического здоровья населения.
В работе «круглого стола» приняли участие депутаты Государственной Думы, представители Министерства здравоохранения Российской Федерации, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, региональных органов управления здравоохранением, общественных организаций, а также средств массовой информации.
Было отмечено, что по данным  Министерства здравоохранения Российской Федерации порядка 20% населения нашей страны нуждаются в помощи специалистов, занимающихся проблемами психического здоровья. При этом обращаемость достаточно низкая. Доминирующее положение в структуре таких заболеваний занимают аффективные расстройства, расстройства тревожно-депрессивного спектра. Депрессия и прочие психические расстройства влияют на развитие различных тяжелых заболеваний, таких как сахарный диабет и онкология.
Психические расстройства становятся все большим экономическим бременем для государства.  При этом следует обратить внимание на рост первичной инвалидности среди детей, и, к сожалению, на протяжении последних трех лет в структуре причин такой инвалидности отчетливо первое место занимают именно психические расстройства. Отмечается, что до сих нет эффективного законодательного регулирования охраны стационарных отделений судебно-психиатрической экспертизы, что вызывает очень серьезные проблемы и нарекания в субъектах Российской Федерации. Не устранены противоречия, касающиеся легитимности амбулаторных судебно-психиатрических учреждений или отделений.
Особую актуальность в обществе представляют психические расстройства у детей и подростков, включая поведенческие аффективные расстройства, высокий уровень самоубийств и подростковую агрессию, зависимость от психоактивных веществ, расстройство пищевого поведения. Это тот неполный перечень проблем, которые сегодня являются чрезвычайно важными и требуют не только клинического лечебного решения, но и изменения законодательства.
Федеральное законодательство в сфере оказания психиатрической помощи населению нуждается в серьезном реформировании, на сегодняшний день далеко не все вопросы в этой области отрегулированы должным образом. Более того, существуют такие острые проблемы, которые нуждаются в незамедлительных решениях. Появляются новые социальные и медицинские проблемы, которые требуют совершенствования законодательства именно в сфере охраны психического здоровья населения. Это касается высокого уровня распространения социально стрессовых расстройств, невротических нарушений, депрессий, когнитивных нарушений, а главное – высокой коморбидности психических и соматических расстройств.
Особо отмечено о необходимости повышения доступности психиатрической помощи населению. Вопрос, который сейчас активно обсуждается в профессиональном сообществе – это нормативно-правовое регулирование диагностики и лечения тревожных и депрессивных расстройств врачами первичного звена. В настоящее время это противоречит закону о психиатрической помощи, который в п. 2 ст. 20 регламентирует, что установление диагноза психического расстройства и заболевания и принятие решения об оказании психиатрической помощи в недобровольном порядке является исключительным правом врача-психиатра, при этом заключение врача другой специальности о состоянии психического здоровья носит предварительный характер. С другой стороны, учитывая высокий уровень распространенности невротических заболеваний, существует реальная проблема снижения доступности психиатрической помощи населению в первую очередь в амбулаторно-поликлиническом звене. В профессиональном сообществе должны продумать объем тех компетенций, которые можно делегировать врачам общей практики, в том числе врачам-неврологам.
Требует серьезного решения и кадровое обеспечение. Так, в части модернизации амбулаторно-поликлинического звена, особое место должны занимать вопросы подготовки медицинских кадров и расширение их компетенции в области ранней диагностики, в том числе психических и наркологических расстройств. В серьезной ревизии нуждается, в частности, законодательство по применению принудительных мер медицинского характера. Следует учесть, что при таком масштабе проблемы психиатрическая служба справиться не может сама по себе. Здесь очень важно не пренебрегать опытом большинства стран мира, которые наладили систему взаимодействия врачей-психиатров и основательно подготовленных в области психиатрии врачей общей практики, имеющих за плечами, по крайней мере, два-три года резидентуры.
По итогам заседания, его участниками с целью с целью улучшения психического здоровья детей, подростков и молодежи, предложено принять Стратегию охраны психического здоровья детей и молодежи на период до 2025 года и провести системное реформирование психиатрической помощи населению, а также, учитывая большой объем законодательных норм, регламентирующих вопросы психиатрии и  нуждающихся в изменениях, создать рабочую группу для разработки конструктивных предложений для соответствующих проектов федеральных законов.
Материалы парламентских слушаний были направлены в автономный округ.


21 мая 2018 г. в Комитете Государственной Думы по охране здоровья состоялись парламентские слушания на тему: «Паллиативная помощь в Российской Федерации. Перспективы нормативно-правового регулирования»

21 мая 2018 г. в Комитете Государственной Думы по охране здоровья состоялись парламентские слушания на тему: «Паллиативная помощь в Российской Федерации. Перспективы нормативно-правового регулирования», на которых его участники рассмотрели вопросы состояния и  перспективы развития паллиативной помощи в нашей стране.
В слушаниях приняли участие депутаты Государственной Думы, представители Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства труда и  социальной защиты Российской Федерации, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, региональных медицинских учреждений, благотворительных фондов и хосписов, пациентских и общественных  организаций, а также средств массовой информации.



Участниками слушаний отмечено, что, по данным экспертов, в Российской Федерации ежегодно около 600 тысяч детей и взрослых нуждаются в паллиативной помощи. И в этой связи достижения современной медицины должны значительно снизить их страдания и позволить пациентам жить дольше с хроническими заболеваниями, ограничивающими их жизнедеятельность.
Вместе с тем, состояние в сфере паллиативной помощи требует срочных и безотлагательных решений. Так, специалисты в российских регионах не могут передать оборудование для оказания паллиативной помощи                       на  дому пациентам в связи с тем, что этот вопрос еще окончательно не урегулирован. Актуальным остается вопрос создания стационаров на дому.
Для выхода на высокий уровень оказания паллиативной помощи требуется совершенствование законодательства в части расширения понятия паллиативной помощи, расширения возможностей ее оказания с привлечением, в том числе, социального аспекта. Здесь следует добавить, что в настоящее время в Государственной Думе находятся несколько законопроектов, которые касаются оказания паллиативной помощи населению. Согласован со всеми заинтересованными ведомствами и готов к первому чтению депутатский законопроект о посещении родственниками больных в реанимационных отделениях. В рамках рабочей группы при Комитете по охране здоровья состоялись встречи с представителями МВД России, где участники обсудили два законопроекта о декриминализации медицинского оборота наркотических лекарственных препаратов.  Парламентарии считают целесообразным проведение декриминализации медицинского оборота наркотических обезболивающих средств, а также организация межпрофессионального и междисциплинарного взаимодействия всех основных структур, которые так или иначе относятся к проблеме оказания паллиативной помощи.
По мнению участников слушаний, представляется целесообразным при планировании бюджета на  2019 и последующие годы предусмотреть выделение финансовых средств для приобретения регионами мобильных комплексов, оснащенных соответствующими аппаратами для возможности организации выездных патронажных служб.
По итогам слушаний его участниками приняты соответствующие рекомендации, которые будут направлены в  Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, а также  органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
    Материалы парламентских слушаний были направлены в автономный округ.



Возврат к списку